Фгос доу
ПРОЕКТ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Предметом регулирования настоящего Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(фгос доу, далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их
участниками, возникающие при реализации основной образовательной
программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией,
осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).
Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на
ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим
Стандартом. - Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка,
Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации
и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при
разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-
государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования,
которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных
Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и
широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены:- особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
- Стандарт утверждает основные принципы:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как
важного этапа в общем развитии человека; - полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного
детства, амплификации (обогащения) детского развития; - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого
ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями; - формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка через его включение в различные виды деятельности; - учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
- Стандарт преследует следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребёнка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных
образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно уровня дошкольного образования.
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого
- Стандарт фгос доу решает задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в
том числе их эмоционального благополучия); - сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; - формирования общей культуры воспитанников, развития их
нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования
предпосылок учебной деятельности; - обеспечения вариативности и разнообразия содержания
образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного
образования, возможности формирования образовательных программ
различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных
потребностей и способностей воспитанников; - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным
и индивидуальным особенностям детей; - обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в
том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечения преемственности основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования; - определения направлений для систематического межведомственного
взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных
объединений (в том числе сетевого).
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в
- Стандарт является основой для:
- разработки и реализации Программы;
- разработки примерных образовательных программ дошкольного
образования (далее – Примерные программы); - разработки нормативов финансового обеспечения реализации
- формирования учредителем государственного (муниципального)
задания в отношении Организаций; - объективной оценки соответствия образовательной деятельности
Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре
Программы; - подготовки, профессиональной переподготовки, повышения
квалификации и аттестации педагогических работников, административно-
управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
- Основная образовательная программа дошкольного образования
проектируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические
условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной ситуации
развития дошкольников, открывающей возможности позитивной
социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования,
восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны
ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему
условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные
(гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные
(формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех
участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей,
администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов
деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников,
задачам развития и социализации) условия. - Программа утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ (*). При
разработке Программы Организация определяет продолжительность
пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии
с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-
управленческих задач. Организация может разрабатывать и реализовывать
различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее –
группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в
том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого
дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том
числе разновозрастных групп.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания
воспитанников в Организации(**). - Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества
дошкольного образования (***). - Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации
Программы, в том числе:- к структуре Программы;
- к условиям реализации Программы, включающим требования к
психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-
пространственной среде; - к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых
ориентиров дошкольного образования.
- Важное место в структуре требований настоящего Стандарта
занимают требования к условиям реализации Программы в Организации,
обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка.
(*) Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6. (**) За исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов. (***) Закон РФ «Об образовании», ст. 95.
Источник