Пути совершенствования физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ

Статья-из-опыта-работы-детского-сада-по-физическому-развитию-дошкольниковАвтор: Маткасимова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МКДОУ Половинского детского сада №1 село Половинное Краснозерский район Новосибирская область

Статья из опыта работы детского сада по физическому развитию дошкольников: «Пути и средства совершенствования физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ».

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее время, требуют серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе дошкольных учреждений. Во всех программах обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, решение которой во многом зависит от правильной организации физического воспитания и создания соответствующей здоровьесберегающей среды. Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив нашего детского сада уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Анкетирование родителей детей показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр (только 25 % родителей более или менее осведомлены в этом вопросе). Результаты мониторингов привели к выводу, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по их улучшению. Перед нами встала проблема: как сохранить и укрепить здоровье воспитанников, способствовать становлению физической культуры личности в условиях детского сада, не имеющего своего спортивного зала, тренажеров, бассейна; как повысить уровень физического развития детей, как помочь родителям в организации здорового образа жизни в семье?

Своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи работы:

  • Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  • Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
  • Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
  • Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Создаются все оптимальные условия в детском саду для охраны и укрепления здоровья: способствуем ежедневному соблюдению режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей; утро в детском саду, если позволяют погодные условия, начинаем с приема на свежем воздухе; утреннюю гимнастику в облегченной спортивной форме проводим ежедневно в виде ритмики или объединяем одним игровым сюжетом. Это позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. Педагоги выполняют работу с детьми по оздоровлению, проводят закаливающие и профилактические процедуры: «босоножье» — хождение босиком по дорожкам с разным покрытием, точечный массаж, дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры, динамические паузы, ритмопластика, игровой самомассаж, игры с водой и песком, дозированные солнечные и воздушные ванны, комплексы упражнений для профилактики плоскостопия, простудных заболеваний, правильной осанки; большую роль отводим подвижным играм, особенно на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Целенаправленно используем в процессе физического воспитания дошкольников известные физкультурно — оздоровительные методики и инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей. Такие как, программа П.П.Болдурчиди «Здоровье», которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, выносливость, ловкость, гибкость, быстрота, а так же авторская технология Ж.Е.Фирилевой «Са-фи-дансе» (обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий).

Одним из важных условий формирования здорового образа жизни является правильная организация предметно — развивающей среды. Так как в детском саду нет физкультурного зала, в группах организованы физкультурные уголки, центры двигательной активности. В них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Весь необходимый набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание педагоги уделяют размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь группы, дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами. Всегда стараемся дополнить имеющееся оборудование нестандартным, которое изготовляется своими руками совместно с родителями: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания, дорожка – «следы», тренажеры для профилактики плоскостопия, «Тропа здоровья» на участке и др. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В группах имеется современное техническое оборудование (музыкальный центр, DVD–плеер, компьютер). Все физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры сопровождаются ритмической музыкой. Организовывается показ мультимедийных презентаций о видах спорта, о знаменитых спортсменах, о здоровом образе жизни и др. Периодически в группах оформляются выставки рисунков, фотовыставки совместно с родителями на темы: «Здоровый образ жизни», «Здоровая семья», «Мы закаляемся», «Зимние забавы», «Мы дружим со спортом» и др. Воспитатели разрабатывают и изготовляют дидактические игры «Спорт и спортсмены», «Виды спорта» и др., подобран наглядный материал об истории Олимпиады, ее символике.

Для успешной работы по укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию важно правильно организовать педагогический процесс, который включает в себя: специально организованное обучение, совместную деятельность воспитателя и детей, самостоятельную деятельность детей. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику проводим через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить их уровень физического и эмоционального развития. Используются веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры — забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение. Все это способствует созданию у детей психологического комфорта, желания заниматься физической культурой.

Используя   технологию «Са-фи-дансе» на занятиях по физической культуре мы работаем над повышением интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: танцевально – ритмическая гимнастика («Моторчики»), игроритмика («Ритмушки – топотушки»), игрогимнастика («Мы шагаем по планете»), нетрадиционные виды упражнений, игровой самомассаж («Превосходное настроение»), пальчиковая гимнастика («Фантазеры»), музыкально – подвижные игры, игры – путешествия («Летучий корабль», «Веселый экспресс», «Путешествие в морское царство»).

Наши педагоги стараются разнообразить варианты проведения физкультурных занятий: занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия — тренировки в основных видах движений; ритмичная гимнастика, занятие, состоящее из танцевальных движений; занятия — соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; игровые технологии.

Конечно же, систематически планируются и проводятся с детьми занятия и мероприятия по валеологии и ОБЖ («Огонь – друг или враг?», «Знай свое тело», «Полезная и вредная еда» и др.), которые вырабатывают у детей осознанное отношение к своему здоровью; приобщение дошкольников к туризму (походы на озеро, в парк, рощу, на стадион).

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко и смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи.

Для полноценного развития ребенка — дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Поэтому важное место занимает работа с родителями. Система работы с семьей включает: ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка, его физического развития; ознакомление родителей с содержанием физкультурно — оздоровительной работы; обучение конкретным приемам и методам оздоровления, дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

1.Информация в родительских уголках, папках — передвижках, на информационном стенде «Спорт, здоровье, успех», консультации, семинары-практикумы, деловые игры и тренинги, родительские собрания и др.

  1. «Открытые дни» для родителей («День здоровья»).
  2. Совместная организация и проведение спортивных мероприятий, праздников и развлечений («Мама, папа, я — спортивная семья», «Папы и дочки, мамы и сыночки» и др.)
  3. Выставки совместного творчества, фотовыставки («Мы дружим со спортом», «Самая спортивная семья» и др.), смотры – конкурсы («Здоровый образ жизни»)

 

Пропагандируя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников мы организовали клуб «Здоровая семья» с целью привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях, повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

                                 План – график работы клуба                          

                      «Здоровая семья» на 2014 – 2015 уч.год

 

 

месяц 1 младшая

группа

2 младшая

группа

средняя

группа

подготов.

группа

октябрь Общее родительское собрание «Здоровье ребёнка – залог его гармоничного развития». Организация семейного клуба

«Здоровая семья». Смотр – конкурс семейных газет «Здоровый

образ жизни»

Спортивное

развлечение

«Мы смелые и

умелые»

Спортивное

развлечение

«Быстрее, выше,сильнее»

ноябрь Анкетирование

родителей

«Условия здо-

рового образа

жизни в семье»

Спортивное

развлечение

«Весёлые

ребята»

Интервью с

детьми

«Как ты укреп-

ляешь своё

здоровье?»

Физкультур-

ный досуг

«Зов джунглей»;

Консультация

«Дошкольник

и компьютер-

рекомендации

родителям»

декабрь Родительское

собрание

«Физическое

развитие

младших дош-

кольников.

4 умения»

Физкультур-

ный досуг

«Кто быстрее?»

Консультация

«Организация

зрительного

режима в ве-

чернее время

и в выходные

дни»

Физкультурно-

речевой до-

суг «Всей

семьёй на

старт!»

январь Фотовыставка

«Растём здоро-

выми»

Развлечение

«Путешествие

на лесную по-

лянку» (на

улице)

Фотовыставка

«Закаляемся

дома»;

«Волшебные

игры в снеж-

ном царстве»

(развлечение

на улице)

Спортивное

развлечение

с участием

первоклассни-

ков и родите-

лей совмест-

но с КДЦ

«Зимние за-

бавы»

февраль Консультация

«Утренняя

гимнастика в

дет.саду»

Развлечение

«Зимние

радости»;

Консультация

«Не боимся мы

мороза» — о

пользе зим-

них прогулок»

Родительское

собрание

«Организация

физкультур-

ных занятий

в дет.саду»

Музыкально-

спортивное

развлечение

«Папа – гордость моя!»

март Практикум

для родителей

«Гимнастика

для глаз»

Утренняя гим-

настика «За-

зядка всей

семьёй».До-

машнее зада-

ние:придумать

с ребёнком

комплекс ут-

ренней гим-

настики

Игровое за-

нятие «А ну-

ка, девочки!

А ну –ка, ма-

мочки!»

Консультация

«Нарушение

осанки. Сове-

ты родителям»

апрель

 

 

 

 

 

Беседа с роди-

телями «Вред,

который при-

носят курящие

родители

своим детям»

Консультация

«Главная иг-

рушка в жиз-

ни ребёнка –

мяч!»

 

Спортивное

развлечение

«Мама, папа,

я – спортив-

ная семья»

Спортивное

развлечение

«Мама, папа,

я – спортивная

семья»

 

май

 

Спортивное

развлечение

«Мама, папа, я – спортивная

семья!»

 

Совместное развлечение

«Мой весёлый, звонкий мяч!»

Мы осуществляем преемственную связь со школой: систематически организовываем физкультурно — оздоровительные мероприятия совместно со школой направленные на развитие у дошкольников и младших школьников элементарных представлений полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, игры — соревнования («Веселые старты», «Зов джунглей» и др.), совместные выставки, мастер — классы и т.д.

Тесно сотрудничая с педагогами мы продолжаем осваивать разные виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в условиях современного детского сада и постепенно внедряем их в работу с дошкольниками:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз бодрящая, дыхательная, пальчиковая гимнастика;

2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно – игровые игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный массаж, коммуникативные игры;

3.Коррекционные технологии: сказкотерапия, цветотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика.

Накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровьесберегающей среды в ДОУ, которая даёт возможность обогатить содержание воспитательно – образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысить качество образования в целом.

   Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.
  2.   Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
  3.   Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
  4.   Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  5.   Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  6.   Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
  7. У воспитанников появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Они имеют возможность применять полученные знания на практике, проявлять творчество, активность и инициативу. У детей сформирован устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Скачать материал

Подписывайтесь на наши обновления! Введите свой e-mail адрес

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Алеся:

    Спасибо за интересную статью.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Сайт для воспитателей детских садов // дошколята.ру копилка воспитателя ДОУ