Как воспитывать детскую самостоятельность
По моему мнению, современные родители не стремятся воспитывать своих детей самостоятельными. И именно поэтому дети вырастают в беспомощных взрослых, о которых до старости заботятся их родители, и сокрушаются, что их дети такие несамостоятельные. Думаю, что нужно как можно больше поднимать этот, вопрос в средствах массовой информации. Это должно заинтересовать родителей.
Многие молодые родители обращаются с данным вопросом к детским психологам, но, правда, уже ближе к 7 годам, когда ребенку пора идти в школу. Хотя это уже несколько поздновато. О воспитании самостоятельности надо задумываться гораздо раньше Начиная где-то с кризиса 3 лет, у которого другое название — кризис «я сам». Название говорит само за себя. Именно в этот момент у малыша появляется первое стремление к самостоятельности. И в этот момент самое главное родителям не столько развить самостоятельность, сколько не подавить ее.
На становление самостоятельности влияет несколько факторов, таких как характер ребенка, его темперамент, способности и, безусловно, воспитание К сожалению, взрослые часто требуют от ребенка самостоятельности не по возрасту и выдвигают ему непосильные требования, а это ведет к неизбежному разрушению зачатков самостоятельности. Психологи считают, что если ребенок способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, принимать решения и достигать целей в рамках ведущей деятельности, то уровень его самостоятельности соответствует возрасту. А ведущие виды деятельности, согласно возрастной периодизации, следующие:
- от 1 года до 3 лет — действия с предметами;
- от 3 до 7 лет — игра; от 7 до 14 лет — учебная деятельность;
- от 14 до 18 лет — общение со сверстниками.
Соответственно, и требовать большего и невыполнимого от ребенка нельзя!
1-ый принцип – целесообразность. Малыш должен четко представлять себе, для чего он будет делать то или другое дело. Например, всем известно, что малыши не любят убирать игрушки. Для того чтобы научить их делать это самостоятельно, надо объяснить, для чего это делать. Причем объяснение должно быть не только понятным, но и мотивированным, несущим для ребенка что-то приятное. В период дошкольного детства лучше всего в этом помогает игра и игровая мотивация, потому что это ведущий вид деятельности в этом возрасте.
2-ой принцип – прочувствовать негативные последствия. Если ребенок не захотел или забыл что-то сделать, то надо дать ему возможность пожалеть об этом. Например, малыш забыл свою игрушку на детской площадке. Не спешите покупать ему новую и утешать его. Следить за своими игрушками ребенок может самостоятельно уже с 3 лет, а если потерял, то пусть «пострадает» без нее. И когда он будет просить новую, то вы сочувствуйте ему, но не спешите покупать, высказывая свои опасения: вдруг и с новой игрушкой будет такая же неприятность. Этот метод бывает достаточно действенным. Так же, когда в школьном возрасте ведущий вид деятельности — учебная, можно не напоминать ребенку о том, что надо приготовить доклад или еще что-то в этом роде, а дождаться, когда он получит за невыполненное задание замечание или плохую отметку, и наложить после этого штрафные санкции. Это поможет ребенку быть более внимательным к своим обязанностям, а значит, более самостоятельным.
3-ий принцип — конкретность.
Объем и содержание обязанностей ребенка должны быть оговорены заранее и конкретно. Умение формулировать цель, предвидеть результат — основополагающие компоненты самостоятельности.
4-ый принцип – сформированность навыков. Прежде чем что-то требовать от ребенка выполнять самостоятельно, надо его этому научить! Это очевидно и в комментариях не нуждается, но именно об этом родители часто забывают.
И последнее о чем надо сказать — это то, что ребенка надо учить настойчивости в достижении цели, поддерживать его во всех его благих начинаниях и хвалить даже за минимальные успехи.