Музыкальное занятие для подготовительной группы «Музыка Баха».
Автор: Молокова Анна Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ Кошурниковский детский сад «Ромашка».
Музыкальное занятие для подготовительной группы «Музыка Баха».
Оборудование: Портрет И. С. Баха, Треугольники разных размеров, деревянные ложки, жёлтые ленточки, два зонтика, костюмы для менуэта, свеча и подсвечник, иллюстрация с волынкой, скрипичный ключ.
Цели:
— Познакомить детей с музыкой И. С. Баха. Отличать разную по характеру музыку.
— Развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; игры на детских музыкальных инструментах.
— Воспитывать интерес к произведениям зарубежной классической музыки.
Музыкальный руководитель – Дети, мы узнали с вами, что «Чудом 18 века» называли Моцарта. Вы пели его «Колыбельную» и «Весеннюю» песни, исполняли в оркестре «Турецкий марш». А сегодня мы откроем с вами дверь в удивительный мир музыки Иоганна Себастьяна Баха, и вы увидите, какой разной она бывает!
— Что вы видите в моих руках?
Дети — Скрипичный ключ!
— Правильно. Он и поможет нам открыть эту волшебную дверь, ведь скрипичный ключ пишется со второй линейки – там, где живёт нота «соль». А Бах очень любил звучание этой ноты. Он даже написал «Арию для струны соль».
Музыкальный руководитель исполняет начало Арии.
Дети говорят по очереди.
— Великий немецкий композитор Бах родился весной.
— Бах родился 21 марта.
— Это было 300 лет назад.
— В 10 лет Бах остался без родителей.
— Он остался с двумя братьями, которые были старше его.
— Старший брат Кристоф был очень строгим.
Музыкальный руководитель – Кристоф давал Баху пьесы для игры на клавесине, Иоганн быстро выучивал их и просил дать ему ещё более трудные, но Кристоф не соглашался. Тогда Бах ночью при лунном свете переписывал ноты известных композиторов, чтобы потом самому их сыграть.
В семье Баха все были музыкантами: и дед, и отец, и даже пятеро сыновей самого Баха. Дедушка Баха был пекарем, но, идя на мельницу, он всегда брал с собой цитру и играл на ней, пока мололось зерно.
Любимым инструментом Баха был орган. Всю свою жизнь Бах играл на органе в разных церквях.
Ребёнок —
Словно гром гремит в горах –
За органом сидит Бах!
Как вдали слышны раскаты –
Так звучит его Токката.
Дети слушают фрагмент «Токкаты ре минор» Баха.
Музыкальный руководитель –
Эти звуки поражают!
Словно в Космосе сияют
Миллиарды дальних звёзд,
Образуя дивный мост.
Ребёнок —
Часы идут, часы поют,
И мерно стрелки круг бегут.
Вот утро, полдень, вечер, ночь –
Всё повторяется точь-в-точь.
Музыкальный руководитель —
Проходят время и года,
Но музыка живёт всегда!
Музыкальный руководитель исполняет Прелюдию Баха до минор (сб. «Маленькие прелюдии и фуги»), а дети выполняют ритмическое сопровождение на треугольниках разных размеров, которые будут изображать бой часов.
Музыкальный руководитель – А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик». Я раздам вам яркие жёлтые ленточки – это будут солнечные лучики. Под плавную музыку вы будете изображать солнечные лучи, танцуя с ленточками. А когда музыка будет отрывистая, вы спрячетесь под зонтики.
Ребёнок —
Много солнышек сверкает.
Море солнце отражает,
Будто скачут апельсины, —
Это звуки клавесина!
Игра «Солнышко и дождик».
Музыкальный руководитель поочерёдно исполняет то фрагмент «Аве Мария» (прелюдия до мажор, хтк 1 том), то фрагмент прелюдии №2 до минор (хтк 1 том.)
Музыкальный руководитель – Бах написал много менуэтов, ведь менуэт был в то время самым модным танцем. Сейчас и вы потанцуете менуэт под музыку Баха.
Ребёнок —
Куклы движутся по кругу.
То поклонятся друг другу,
То куда-то разойдутся,
А потом опять сойдутся…
При свечах. Блестит паркет.
Этот танец – менуэт.
Дети в костюмах кукол исполняют Менуэт (ре минор).
Музыкальный руководитель – Дети, какой музыкальный инструмент может передать топот скачущих лошадей?
Дети – Деревянные ложки!
Музыкальный руководитель – Молодцы! Давайте возьмём их и украсим музыку Баха.
Ребёнок —
Вот всадники мчатся, копыта стучат,
И льётся с вершины горы водопад.
И, кажется, кони то в небо взлетают,
То всадников снова на землю спускают.
Музыкальный руководитель исполняет Прелюдию №6 ре минор (из хтк 1 том), а дети сопровождают её ритм игрой на ложках.
Ребёнок —
Дождик весело стучит.
Флейта радостно звучит.
Бах немножко пошутил –
Пьесу «Шутку» сочинил!
Слушание «Шутки» Баха в оркестровом исполнении.
Музыкальный руководитель – Дети, а теперь отгадайте загадку:
Что за инструмент такой?
Он как будто бы живой!
Его сильно надувают,
А потом он сам играет:
То свистит он, то мычит
И руками шевелит!
Дети отгадывают, а музыкальный руководитель показывает картинку с изображением волынки.
Исполняется пьеса Баха «Волынка».
Музыкальный руководитель – Дети, какая музыка Баха вам понравилась больше всего?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель – Завершая наше занятие, давайте споём песню «Играет Бах».
Дети поют –
Весенний воздух музыкой пропах,
И Мир наполнен радостной капелью.
А над Землёй, а над Землёй
Играет Бах, играет Бах,
Играет Бах, и звуки музыки его,
Как капли звонкие, летят, летят на землю.
(музыка В. Егорова).