Конспект интегрированного занятия «Три девицы под окном…»
Автор: Крюкова Екатерина Викторовна, воспитатель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16 структурное подразделение детский сад №22 «Жемчужинка», г. Жигулёвск
Конспект интегрированного открытого занятия (ручной труд, ознакомление с народной культурой, рисование) с детьми старшей группы на тему: «Три девицы под окном…»
Составил и провел: воспитатель Крюкова Е.В.
Цель:
на примере русских народных сказок учить трудолюбию, уважению к традициям; познакомить с пословицами, загадками, поговорками о труде, мастерстве; рассказать об истории русской вышивки; показать красоту вышитых изделий; закреплять навыки хохломской росписи.
Словарная работа: ширинка, рукоделие, вышивка, обереги, пяльцы, хохлома.
Методическое обеспечение: ложки с хохломской росписью, пяльцы, вышивка, нитки мулине, вышитое полотенце, каравай, русские народные костюмы.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью русской народной музыки.
Мотивация: появление волшебного клубка, сказочных героев.
Предварительная работа: разучивание с детьми слов главных героев занятия; подбор русских народных костюмов; собирание наглядного материала (вышивка, широкое полотенце, каравай, ложки с хохломской росписью); изготовление тряпичной куколки; подбор музыки.
Ход занятия
Дети и воспитатель входят в группу. У воспитателя в руках клубок ниток.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путь-дорогу дальнюю к Рукодельнице. Путь нелёгкий, дальний. Сейчас я вам раздам клубнички разного цвета, а для чего они вам, я расскажу позже. Найти дорогу нам поможет один волшебный предмет. Загадаю вам загадку, отгадайте – так и предмет узнаете. «Легко, кругло, а за хвост не поднять». Дети: Клубок.
Воспитатель: За этим клубком мы с вами и пойдём, там, где он остановился, встретятся нам разные диковинки. (Катит клубок).
(Клубок останавливается у столика, на котором лежит хлеб-соль на вышитом полотенце.)
Посмотрите, да послушайте.
Ребёнок с хлебом: Хлеб давно готов, да и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Изукрашен он разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставками.
Воспитатель: Из какой сказки к нам хлеб пришёл, чьих рук это дело?
Дети: Из сказки «Царевна лягушка». Хлеб испекла заколдованная царевна.
Воспитатель: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». Издавна хлеб делали своими руками. Каждая хозяйка умела его выпекать. Дальше покатился клубок. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Катит клубок). Прикатился клубок к куколке самодельной.
Ребёнок с куклой: На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе ни какой радости. Научи ты меня, как мне быть и жить, что делать?
Воспитатель: Ребята, из какой сказки к нам куколка пришла?
Дети: «Василиса Прекрасная»
Воспитатель: чему научила куколка Василису Прекрасную?
Дети: Полотно ткать, такое тонкое, что его сквозь иглу вместо ниток можно продеть.
Воспитатель: Что помогло Василисе стать счастливой?
Дети: Трудолюбие, доброта и красота. В её руках вся работа спорилась.
Воспитатель (катит клубок): Клубок покатился дальше, возле корзины остановился. Корзина, плетёная, в ней лежит кувшин с… что ещё в корзине? Из какой сказки эти вещи редкие, диковинные?
Дети: «Аленький цветочек»
Воспитатель: Чему научилась дочь меньшая, любимая?
Дети: стала она рукоделиями заниматься, вышивать ширинки серебром и золотом.
Воспитатель: А что такое ширинка?
Дети: широкое полотенце.
Воспитатель: Покатился клубок дальше, прикатился к рукодельницам-вышивальщицам.
(Три рукодельницы-вышивальщицы сидят под музыку вышивают).
Воспитатель: Здравствуйте, рукодельницы-вышивальщицы, как звать вас?
1-я рукодельница: Зовут меня Татьяной, а по батюшке Тимофеевной, а помощниц моих Дарьюшкой и Марьюшкой. Шьём, да вышиваем. Вышивка – один из древнейших видов народного творчества.
Воспитатель: А что вы делаете, девицы – мастерицы?
1-я рукодельница: Шьем, да вышиваем. Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками (крестиками, квадратиками, прямыми и волнистыми линиями).
2-я рукодельница: Вышивки – обереги у славян были на вороте, подоле рубахи, груди. Лебедь – красна девица, уточка – трудолюбивая хозяйка, конь с всадником – мужество. Крестьянские дома украшались вышивкой. Для нее нужны приспособления: ткани, нитки, пяльцы.
Например, вышитыми полотенцами одариваем родных и близких, чтобы ими украшали дома.
3-я рукодельница: Загадаем мы вам загадки, а если отгадаете, то получите задание от цветочка аленького.
Догадайтесь, кто такая:
Остроноса и пряма,
Всех на свете одевает,
Не одета лишь сама.
(игла)
У бабушки старой один только глаз,
Да хвостик-вьюнок,
Что пускается в пляс.
Когда она пляшет
Под снегом холста,
Всегда в нем оставит
Кусочек хвоста.
Одежонку всем дала.
А сама голым – гола.
(игла)
Воспитатель: За ваши ответы аленький цветочек кивает вам головой, он приготовил вам задания.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: У кого красные клубнички – садятся за один стол, у кого желтые – за другой, и у кого черные – за третий.
Терпенье и труд все перетрут. Маленькое дело лучше большого безделья.
У кого красные клубнички, пусть будут расписные яички, а на них птички. Желтые клубнички – посадить на салфетки расписные цветы луговые. Черные клубнички – расписные ложки золоченые. А на них узоры крученые.
Воспитатель: Расписывать мы будем хохломской росписью, в которой присутствуют три основных цвета: красный, желтый, черный. Хохлома – это узор из цветов, трав, ягод.
«Травка» — обязательная часть любого орнамента. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, желтой травки художник помещает ягодки, птиц и рыбок.
Звучит народная мелодия. Закончив работу, дети подходят к рукодельнице Татьяне и показывают, что у них получилось.
1-я рукодельница: Давайте и мы вашими работами украсим мою избу к празднику. Ложки хохломские на кухню просятся, яйца расписные – на стол к Пасхе, на тарелочки да на подставочки, а салфеточки цветастые к любому празднику пригодятся. Вот она красота, руками людскими сделана. Каковы мастера – такова и работа. Давайте заглянем в нашу корзину и достанем из нее то, что лежит на самом дне.
Дети достают картины. Встают полукругом.
Воспитатель: Сделали дело – гуляйте смело.
Используемая литература:
1. Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ». Москва, 2005г