Конспект НОД «Обобщающее занятие по творчеству Н. Сладкова и В. Бианки»
Автор: Ефименко Виктория Викторовна, воспитатель МБДОУ №145 «Огонек»
Конспект НОД в средней группе «Обобщающее занятие по творчеству Н. Сладкова и В. Бианки
Программное содержание:
1. Стимулировать интерес детей к получению новых знаний .
2. Совершенствовать и обогащать читательский опыт детей, умение характеризовать героев художественных произведений. Закрепить знания произведений писателей- натуралистов.
3. Учить детей отвечать на вопросы, используя простые предложения; слушать товарищей, участвовать в коллективном разговоре.
4. Развивать у детей внимание, воображение, умение мыслить, рассуждать логически.
5. Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к природе. Активатизация и обогащение словаря: писатели-натуралисты, неслух.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений Н. Сладкова, В. Бианки.
2. Рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных.
3. Прослушивание аудиосказок о природе.
4. Просмотр мультфильмов.
5. Беседы.
6. Дидактические игры.
Оборудование: Иллюстрации к произведениям, д/и «Узнай произведение, назови автора», «Выбери героя из произведения», «Что мы слышим в лесу?», запись «звуки леса», плакат- «Правила поведения в лесу».
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня почтальон принес нам письма. Вам интересно узнать что здесь? Мальчики, вы узнаете, что в этом конверте, девочки- в другом. Собрав части, мы узнаем, кто спрятался в конвертах. Чье изображение получилось у мальчиков, чье- у девочек?
К нам в гости пришли белочка и медведь. -Дети, белочка и медведь принесли нам приглашение. Давайте узнаем, куда же они нас приглашают.
«Дорогие ребята! Если вы любите слушать рассказы о небе, птицах, цветах, лесе, море и других чудесных и необычных обитателях природы? Тогда добро пожаловать в гости к писателям- натуралистам в мир пироды».
— Скажите, а вы знаете, кто такие писатели- натуралисты? (Это писатели, которые внимательно наблюдают и пишут о природе).
— Ребята, а с творчеством каких писателей- натуралистов мы уже познакомились? (В. Бианки, Н. Сладков., М. Пришвин, Е. Чарушин).
— Ребята, чтобы вот так хорошо знать природу , и писать о ней, видеть прекрасное вокруг, нужно много наблюдать за ней, знать как поют птицы, повадки животных, насекомых, как это делали писатели- натуралисты. В. Бианки и Н. Сладков много времени провели, наблюдая за природой, поэтому у них получились такие интересные рассказы, которые мы с вами с удовольствием читаем.
-Дети, а какие произведения о природе вы помните? (… «Подкидыш», «Первая охота», «Званый гость», «Лесные домишки», «Хвосты»..)
— Ребята, а вы хотите стать натуралистами и отправиться в путешествие в мир природы? (…)
Сюрпризный момент. — Хорошо, давайте станем ненадолго натуралистами, понаблюдаем за природой. Я сейчас взмахну волшебной веточкой и вы превратитесь в юных натуралистов. Веточкой взмахну, в натуралистов деток превращу. Игра «Что мы слышим в лесу?»
-Начнем наше путешествие с игры «». Посмотрим, какие вы внимательные наблюдатели. Давайте послушаем звуки леса, а потом вы скажете, кто что услышал? (Слушают звуки леса, называют).
— Молодцы, очень внимательно слушали. Я уверена, из вас получатся хорошие натуралисты.
— Ребята, писатели- натуралисты используют много интересных слов в своих произведениях, давайте вспомним, что обозначают некоторые из них?
— Кого в своих произведениях авторы –Н. Сладков и В. Бианки называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
• Кого называют настовичками? (зайчат, родившихся весной)
• Птицу, истребляющую грызунов? (Сова)
• Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше». (Пеликан)
• Скажите, для чего мухе нужен был хвост? (Для красоты)
• Какой зверь обманывает собак своим хвостом? (Лиса)
• Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка». (Белка)
— А теперь давайте немножко поиграем. Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.) Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки — Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (Дети садятся).
— А сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо наши юные натуралисты знают произведения о природе. Поиграем в игру «Узнай произведение». Я вам буду зачитывать отрывки из произведений, а вы угадаете название и автора.
«…Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда. Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст…»
О: «Подкидыш». В. Бианки. — Кто мне скажет, о чем нам рассказывает автор в этом произведении?
О: Рассказывается о том, как автор подбросил яйцо каменки в гнездо пересмешки….
— А теперь скажите, из какого произведения этот отрывок: «…Бросил мишка камень да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал, полизал её, да и похромал дальше. Плетётся, по сторонам больше не глазеет — под ноги смотрит. И видит: гриб. Пуглив стал мишка. Обошёл гриб кругом. Глазами видит: гриб, можно съесть. А носом чует: плохой гриб, нельзя есть! А есть хочется…» («Неслух» Н. Сладков).
— О чем это произведение? О:О мишке, который не послушался маму, ушел в лес один…
— Послушайте еще отрывок: «Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, — думает, — на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу. Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя. Выпь думает: «Я его обману!» Удод думает: «Я его удивлю!» Вертишейка думает: «Я его напугаю!»…»
О: «Первая охота» В. Бианки.
— Ребята, кто мне расскажет, о ком это произведение. О: (О щенке, который в первый раз вышел на охоту….).
-Молодцы, вы все хорошо знаете произведения о природе и их авторов. А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы помните героев из произведений о природе. Поиграем в игру «Выбери иллюстрацию к произведению». Перед вами лежат иллюстрации из произведений В. Бианки и Н. Сладкова. Я назову произведение, а вы выберите иллюстрацию к этому произведению.
-Покажите иллюстрацию из произведения В. Бианки «Хвосты», Н. Сладкова «Как муравьишка домой спешил», Н. Сладкова «Званый гость», В. Бианки «Чей нос лучше?».
— Молодцы, хорошо знаете героев произведений.
— Все писатели – натуралисты очень хорошо знают, как нужно вести себя в лесу, в природе, а вы знаете правила поведения в природе? Подойдите к мольберту, и расскажите по иллюстрациям как нужно правильно вести себя в лесу?
— Как нужно к природе относиться? (Природу нужно любить и бережно к ней относиться).
-Молодцы, ребята, из вас получились хорошие натуралисты, вы много знаете про зверей и птиц, и большинство этих знаний мы получаем из произведений о природе, надеюсь вы и дальше будете интересоваться художественными произведениями. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир природы? (да)
— На этом наше путешествие заканчивается. Теперь пора нам превращаться обратно в ребят. Веточкой взмахну, вас в ребяток превращу. Ребята, а у нас в конверте еще что- то лежит. Это белочка и медведь приготовили для вас подарок- диск с мультфильмом по произведению В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», который мы с вами сейчас посмотрим.»