Консультация «Исследовательская деятельность дошкольника»
Автор: Пономарева Елена Васильевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детского сада №5 «Солнышко» г.Серафимович Волгоградской области
Консультация для воспитателей «Исследовательская деятельность дошкольника»
Исследовательская деятельность дошкольника
- стремление к исследованию генетически присуще ребенку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, — одно из главных и естественных проявлений детской психики
Проблема:
- Благодаря традиционному информативно-рецептурному обучению, основанному на подражании, повторении и послушании, у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения — поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
- Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире
«Исследовательское обучение»
- — подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
- Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека.
- В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, — это необходимо каждому человеку.
- Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни
Исследовательское поведение
- как поиск информации;
- как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью;
- как поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности
Истоки исследовательского поведения
- Это неотъемлемое проявление жизненной активности живого существа,
- в ходе эволюции природой достигнуто то, что мотивация исследовательского поведения не только у людей, но и животных оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная
Исследовательское поведение – это внутренняя потребность живого организма!
- Наиболее ярко эта особенность поведения проявляется у человека. Главное его отличие от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве.
- исследовательский, творческий поиск для человека важен не только с точки зрения получения какого-то нового продукта, он имеет самостоятельную ценность. Человек способен испытывать удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.
Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности.
ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Исследовательской деятельностью руководит преимущественно правое полушарие, отвечающее за целостное синтетическое мышление. За обработку получаемой информации, в том числе и той, что добыта в ходе исследовательского поиска, — левое. Исследовательское поведение, таким образом, активизирует работу обоих полушарий.
- Исследовательское поведение предполагает наблюдение, экспериментирование и другие, сугубо эмпирические действия, за которые отвечает правое полушарие
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, мозг — часть организма
«физический интеллект»
- Двигательные навыки (ходьба).
- Языковые навыки (речь).
- Мануальные навыки (письмо).
- Визуальные навыки (чтение и наблюдение).
- Слуховые навыки (прослушивание и понимание).
- Тактильные навыки (ощущение и понимание).
Способы, ограничивающие исследовательское поведение
- Пеленание
- Готовые игрушки, не способные к трансформациям
- Манеж, кроватка
МЕТОДИКИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание, а методы его усвоения. В этом деле важно не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.
- Карл Витте
- И. Г. Песталоцци
- Б. Никитин, П. В. Тюленев
- Чуковский
Важны и сами знания, и процесс их приобретения
Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения:
информационную,
развивающую
воспитательную
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Игры
освоение реальности и овладение этой реальностью
- Исследовательское поведение:
- «Что этот объект делает?»
- Игра:
- «Что Я могу сделать с этим объектом?»
Игры-исследования
- «поиск спрятанных предметов»
- «прятки»
- «военизированные игры» («казаки-разбойники» и др.)
- «сюжетно-ролевые игры» (к самым известным играм такого рода
можно отнести игры «в школу», «в дочки-матери», «в магазин» и
т.п.). - «компьютерные игры». Они становятся все более разнообразными, в современном исполнении даже самые простые «стрелялки-леталки» могут выглядеть как весьма полезное дело в плане формирования и развития опыта исследовательского поведения. Особое место в этом ряду занимают «стратегические» компьютерные игры.
Игрушки
- Для детей-исследователей неинтересны готовые дорогие игрушки
Изобразительная деятельность
- Для ребенка изобразительная деятельность не является по сути своей художественной — это вид поисковой активности, один из способов реализации исследовательского поведения.
Конструирование
Особенно ценны:
- Песок, глина
- гайки, камешки, палки, кусочки ткани и др.
- Старые вещи, старая ненужная техника
Общение
- Общение — прекрасный способ исследования человеческих отношений и самих людей.
Изучение природы
- это важнейший из объектов исследования
- Ребенка следует обязательно учить наблюдать за явлениями природы, ставить эксперименты.