Консультация «Исследовательская деятельность дошкольника»

Konsultatsiya-Issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnika-30ivu20g7h7nfmgsui1vkaАвтор: Пономарева Елена Васильевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детского сада №5 «Солнышко» г.Серафимович Волгоградской области

Консультация для воспитателей «Исследовательская деятельность дошкольника»

Исследовательская деятельность дошкольника

  • стремление к исследованию генетически присуще ребенку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, — одно из главных и естественных проявлений детской психики

Проблема:

  • Благодаря традиционному информативно-рецептурному обучению, основанному на подражании, повторении и послушании, у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения — поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.
  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
  • Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире

«Исследовательское обучение»

  • — подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
  • Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека.
  • В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, — это необходимо каждому человеку.
  • Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни

Исследовательское поведение

  • как поиск информации;
  • как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью;
  • как поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности

Истоки исследовательского поведения

  • Это неотъемлемое проявление жизненной активности живого существа,
  • в ходе эволюции природой достигнуто то, что мотивация исследовательского поведения не только у людей, но и животных оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная

Исследовательское поведение – это внутренняя потребность живого организма!

  • Наиболее ярко эта особенность поведения проявляется у человека. Главное его отличие от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве.
  • исследовательский, творческий поиск для человека важен не только с точки зрения получения какого-то нового продукта, он имеет самостоятельную ценность. Человек способен испытывать удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.

Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности.

ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Исследовательской деятельностью руководит преимущественно правое полушарие, отвечающее за целостное синтетическое мышление. За обработку получаемой информации, в том числе и той, что добыта в ходе исследовательского поиска, — левое. Исследовательское поведение, таким образом, активизирует работу обоих полушарий.

  • Исследовательское поведение предполагает наблюдение, экспериментирование и другие, сугубо эмпирические действия, за которые отвечает правое полушарие

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, мозг — часть организма

«физический интеллект»

  • Двигательные навыки (ходьба).
  • Языковые навыки (речь).
  • Мануальные навыки (письмо).
  • Визуальные навыки (чтение и наблюдение).
  • Слуховые навыки (прослушивание и понимание).
  • Тактильные навыки (ощущение и понимание).

Способы, ограничивающие исследовательское поведение

  • Пеленание
  • Готовые игрушки, не способные к трансформациям
  • Манеж, кроватка

МЕТОДИКИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  • главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание, а методы его усвоения. В этом деле важно не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.
  • Карл Витте
  • И. Г. Песталоцци
  • Б. Никитин, П. В. Тюленев
  • Чуковский

Важны и сами знания, и процесс их приобретения

Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения:
информационную,
развивающую
воспитательную

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Игры

освоение реальности и овладение этой реальностью

  • Исследовательское поведение:
  • «Что этот объект делает?»
  • Игра:
  • «Что Я могу сделать с этим объектом?»

Игры-исследования

  • «поиск спрятанных предметов»
  • «прятки»
  • «военизированные игры» («казаки-разбойники» и др.)
  • «сюжетно-ролевые игры» (к самым известным играм такого рода
    можно отнести игры «в школу», «в дочки-матери», «в магазин» и
    т.п.).
  • «компьютерные игры». Они становятся все более разнообразными, в современном исполнении даже самые простые «стрелялки-леталки» могут выглядеть как весьма полезное дело в плане формирования и развития опыта исследовательского поведения. Особое место в этом ряду занимают «стратегические» компьютерные игры.

Игрушки

  • Для детей-исследователей неинтересны готовые дорогие игрушки

Изобразительная деятельность

  • Для ребенка изобразительная деятельность не является по сути своей художественной — это вид поисковой активности, один из способов реализации исследовательского поведения.

Конструирование

Особенно ценны:

  • Песок, глина
  • гайки, камешки, палки, кусочки ткани и др.
  • Старые вещи, старая ненужная техника

Общение

  • Общение — прекрасный способ исследования человеческих отношений и самих людей.

Изучение природы

  • это важнейший из объектов исследования
  • Ребенка следует обязательно учить наблюдать за явлениями природы, ставить эксперименты.

Подписывайтесь на наши обновления! Введите свой e-mail адрес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Сайт для воспитателей детских садов // дошколята.ру копилка воспитателя ДОУ