Инновационная работа «Формирование детского плоскостного конструирования»
Автор: Инкова Ася Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №49» г.Саранск, Республика Мордовия
Тема инновационной работы: «Формирование детского плоскостного конструирования как развитие универсальных умственных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Внедрении собственного инновационного педагогического опыта воспитателя
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
С 2013 года я работаю по теме «Формирование детского плоскостного конструирования как развитие универсальных умственных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста». Опираясь на свой опыт работы, считаю, что конструирование имеет большое значение для развития ребёнка. На занятиях по конструированию дети учатся планировать предстоящую работу, анализировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки. Конструирование является также и продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.
Таким образом, в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное и трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, взаимовыручка, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе, так как в последнее время вопрос качества образования дошкольников является актуальным. Изучая и анализируя психолого – педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт я пришла к выводу, что необходимо более подробно познакомить детей с плоскостным конструированием, которое дает возможность действовать с геометрическими телами, фигурами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур и т.д. Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к школьному обучению.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий и совместной деятельности детей.
Для развития конструктивных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития познавательной активности дошкольников и универсальных умственных способностей. В неё вошли:
- счетные палочки, плоский модульный графический набор «Дуги», серии рисунков «Цветок, «Машина» и др.;
- различные материалы для плоскостного конструирования (ватные диски, нитки, картон, яичная скорлупа и т.д.);
- яркий красочный дидактический материал, а так же конструкторы «Узелки», плоский конструктор «Скакалка», игровой набор Фрёбеля, деревянные конструкторы;
- методическое сопровождение.
Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие, на мой взгляд – это систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач. Плоскостное конструирование – более сложный вид конструирования и требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур. Следовательно, основная идея моей работы с дошкольниками – это развитие познавательных, умственных способностей и реализация способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта. Мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, творческими личностями.
Теоретическую базу опыта составляют:
— Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014.—352 с.
— Финкельштейн Б.Б Методическое пособие «На золотом крыльце…» (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера) для детей 3-10 лет.
— Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Игралочка». Математика для детей 3-4 лет, 4-5 лет,
— Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Раз-ступенька, два-ступенька..». Математика для детей 5-6 лет.
— Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Методическое пособие. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2004 г.
Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие для дошкольников. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2013 г.
- — Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Вместе с детьми).
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Принципы реализации инновационного опыта:
-принцип последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип учёта индивидуальных особенностей;
-принцип интегрированного подхода.
Методы инновационной работы:
- изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы,
- наглядно-практические, словесные, практические
- диагностика знаний и умений;
- метод проектной деятельности;
- проблемных ситуации;
- наблюдение, экспериментирование;
- игровые.
Приемы: педагогическая оценка, поощрения, анализ детских работ, беседы, рассказ, разъяснение, показ, образец и пр.
Средствам воспитания:
- воспитание словом(беседа, рассказ, разъяснение, образец);
- воспитание делом(деятельностью) (приучение, упражнение);
- воспитание ситуацией(создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);
- воспитание игрой;
- воспитание общением.
Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия, общение и пр.
Формы организации образовательного процесса: занятия по плоскостному конструированию, игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения, опыты.
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию. Решение задач развития логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от удачно выбранных методов и приемов обучения, форм организации образовательной деятельности.
В своей практике я применяю следующие формы организации обучения детей конструированию: конструирование по собственному замыслу, конструирование по образцу (построение фигур, объектов из палочек по образцу), конструирование с опорой на схемы, рисунок, предметно-схематические модели, конструирование по словесному описанию (построение фигур по словесному описанию). Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок,
На занятиях продуктивной деятельностью, я успешно применяю интегрированный, деятельностный, индивидуальный подходы к каждому ребёнку, что способствует реализации интересов и жизненной активности детей.
Одним из новых и интересных направлений в моей работе является проектный метод. Таким образом, в 2013 году мною был разработан проект «Все скорлупки золотые». Цель проекта: сформировать представление детей о качестве скорлупы и ее назначении, развивать интерес к экспериментированию, учить размышлять, делать выводы, развивать конструктивные способности. Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский, игровой. Данная форма работы с детьми активизирует мыслительную деятельность ребёнка.
Одним из методов обучения, который я применяла в ходе проектной деятельности – является «детское экспериментирование», направленное на выявление свойств предметов и их связей. В конструировании, например, таким объектом для экспериментирования являлась, прежде всего, — яичная скорлупа, яйцо. Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения последующих задач: у детей появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Таким образом, «детское экспериментирование» становится полноценным средством построения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющей любого творческого процесса. (Приложение 1)
- С целью развития универсальных умственных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста в своей работы я использую палочками известного бельгийского математика Х.Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики, а также счетные палочки. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. А с помощью счетных палочек дети выкладывали различные геометрические фигуры на плоскости стола.
- В процессе образовательной деятельности я даю детям старшего дошкольного возраста следующее задание: из нескольких палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из определенного количества палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек дети составляют буквы и цифры. Ребенок к составленной из палочек цифре может подобрать то число палочек, которое составляет эта цифра. Эти удивительные палочки я использую для формирования знаний состава числа, для диагностических целей.
В своей педагогической практике я использую геометрические формы — это конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Из геометрических форм легко получить плоскостные конструкторы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности. Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Основные геометрические фигуры симметричны. Например, дети складывали, квадрат пополам и от линии сгиба вырезали внутреннюю часть, получив квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма выглядела в виде рамочки. Вырезания можно продолжить.
Таким образом, у детей получился набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки. Такие наборы дети старших групп делали самостоятельно, а затем составляли из них различные изображения. Существует второй вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, следовательно, работа по составлению изображения упрощается. Очень интересным в данной технике является выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.
Например, я из ручки от ведерка из-под майонеза сделала воспитанникам плоский модульный графический набор «Дуги». Взяла ручку, отрезала выступы на концах – получила элемент «дуга». Сделав несколько таких элементов, дети на столе выкладывали из них разные композиции, в том числе зеркально симметричные.
Взяв скакалку, состоящую из резиновой трубочки и двух ручек мы с детьми получили плоскостной конструктор «Скакалка» и «Узелки». Данные плоскостные наборы позволяют, на мой взгляд, при обучении плоскостному конструированию учить ребёнка видеть в полукруге, круге – шар, часть шара, решать задачи развития пространственного воображения, образного мышления.
Использование разнообразных дидактических игр и заданий также способствует развитию у ребенка умственных способностей. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Например, в совместной деятельности с детьми я использовала три серии рисунков, отличающихся по степени сложности: «цветок», «машина», «дом». Каждая из серий включает несколько моделей с изображением одного и того же объекта, который усложняю путем добавления новых деталей. Задание такого рода направленно на развитие: перцептивного внимания, памяти, пространственного воображения, аналитико-синтетических способностей, умения адекватно соотносить отдельные части в структуре целого.
Не менее важным условием для развития универсальных умственных, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
При взаимодействии с родителями я используют следующие формы работы:
- консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал лучше приобрести);
- папки – передвижки;
- выставки детских работ с участием родителей, конкурсы;
- развлечения;
- родительские собрания.
Анализ результативности.
Вся проводимая мною работа по инновационной деятельности привела к следующим результатам:
— повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию логического мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования;
— повышение самостоятельности, творческой активности у детей;
— повышение умения планировать свою работу;
— повышение уровня сформированности практических умений и навыков у детей;
— повышение уровня сформированности у детей таких приемов умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
— повышение уровня интереса к экспериментированию;
— повышение уровня освоения измерения (длина, ширина, высота) мерками разного размера, фиксации результата числом и цифрой.
Таким образом, работа по инновационной теме способствовала развитию логического мышления, всестороннему развитию детей на основе умственных способностей средствами конструирования.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Рекомендую педагогам дошкольных образовательных организаций применять в своей практике следующие задания, приведу примеры заданий для детей:
— выложить определенное количество на стол палочек;
— спросите, сколько палочек на столе. Разложите палочки по двум сторонам;
— спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Возьмите три палочки и также разложите на две стороны;
— возьмите четыре палочки, и разделите их. Спросите у ребенка, как еще можно разложить четыре палочки;
— предлагала поменять расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой – три, точно так же последовательно можно разобрать все числа в пределах десятка;
— называю число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в практике работы других образовательных организаций.
Приложение 1
Эксперимент «Какое яйцо легче?»
Задачи.
Образовательные: учить делать выводы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность. Развивать мыслительную активность.
Воспитательные: воспитывать аккуратность.
Материал. Два яйца: настоящее куриное и скорлупа.
Эксперимент.
Предложить детям на глаз (визуально) определить, какое яйцо легче: целое или пустое.
Опыт: опустить оба яйца в воду. Мы увидим, что одно яйцо утонуло, другое плавает на поверхности. Делаем выводы.
Эксперимент «Какое яйцо прочнее?»
Задачи. Образовательные: обогатить интерес детей разнообразными впечатлениями, учить делать выводы. Закрепить элементы мордовского узора.
Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность, развивать моторику мелких мышц рук, развивать мыслительную активность. Развивать связную речь.
Воспитательные: воспитывать желание закончить поделку. Воспитывать любовь к родному краю, его национальной культуре.
Материал. Два яйца: деревянное и настоящее куриное.
Ход эксперимента:
На столе у воспитателя яйца: деревянное и настоящее. Дать детям возможность поразмышлять, спросив: какое яйцо крепче? Дети отвечают, приводя аргументы в своих ответах.
Провести опыт: уронить оба яйца сначала на мягкую поверхность, а потом на пол. Учить детей делать выводы.
Приложение 2
Конструирование на плоскости.
Выложите с ребенком три серии рисунков, отличающихся по степени сложности: «цветок», «машина», «дом». Каждая из серий включает несколько моделей с изображением одного и того же объекта, который усложняют путем добавления новых деталей. Задание направленно на развитие: перцептивного внимания, памяти, пространственного воображения, аналитико-синтетических способностей, умения адекватно соотносить отдельные части в структуре целого.
Взрослый показывает ребенку рисунок первой серии «Цветок», спрашивает, что здесь изображено. Затем предлагает из кругов цветного картона составить вместе с ним такое же изображение, обращая внимание на количество и цветовую гамму.
Затем круги цветного картона перемешиваются, и ребенок составляет цветок самостоятельно: сначала по картинке на трафарете из белой бумаги, на которой нанесены кружочки диаметром, равным диаметру кругов картона, а затем без помощи образца. При правильном выполнении задания переходят к составлению рисунка «Цветок-2». По тому же принципу выкладываются остальные рисунки.
Скачать материал