Здоровьесберегающее пространство ДОУ как среда воспитания здорового ребенка
Автор: Насретдинова Наталья Павловна, инструктор по физической культуре МКДОУ №48 г. Миасса, Челябинской области
Методическая разработка по теме: «Здоровьесберегающее пространство ДОУ как среда воспитания здорового ребенка».
Потребность в комплексном подходе к оздоровлению ослабленных, часто болеющих детей, для повышения общей и местной сопротивляемости организма нацелило педагогический коллектив на использование здоровьесберегающих технологий.
Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.
От того насколько грамотно организована работа с детьми, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Невозможно достигнуть высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.
Коллектив учреждения целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства и педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, над оснащением деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиям.
Для этого изучается передовой опыт, используются новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, внедряются в образовательный процесс дополнительные парциальные программы по оздоровительной работе, одна из них «Зелёный огонёк здоровья» Картушиной М.Ю. Данная программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, внутренней активности.
Планомерная работа в дошкольном учреждении по программе «Зеленый огонек здоровья» приводит к улучшению состояния здоровья воспитанников, повышает самооценку детей, уверенность в себе, кроме того, расширяет кругозор.
Вся работа по внедрению программы разделена на 3 этапа.
1.Создание здоровьесберегающей среды.
2.Физкультурно — оздоровительная работа с детьми.
3.Пропаганда здорового образа жизни в семье.
Работа осуществляется комплексно, в течение всего года и с участием медицинских и педагогических работников: врача, старшей медсестры, медсестры массажа, воспитателя, учителя – логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
- Важнейшим условием решения любой обозначенной проблемы является предметно-развивающая среда.
Создавая соответствующую среду, для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении, оборудованы в группах уголки для детей — «Здоровейка», «Мойдодыр», «Не-болейка», «Чистюля» — с дидактическими играми, иллюстрациями, пособиями, тренажерами для развития дыхания, «тропинками к здоровью», игровым оборудованием для массажа и самомассажа.
Предметная среда постоянно обновляется и совершенствуется.
- В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников. Это целый комплекс физкультурно – оздоровительной работы:
— утренняя гимнастика с элементами массажа, ритмической гимнастики;
— физкультурные занятия;
— физкультминутки и физкультурные паузы на занятиях у
воспитателей;
— подвижные и спортивные игры в помещении и на улице;
— пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика
пробуждения, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика;
— массаж и самомассаж;
— проблемно – игровые ситуации;
— динамические паузы, динамические часы;
— физкультурные досуги и праздники, дни здоровья;
— самостоятельная двигательная деятельность детей;
Для поддержания постоянного интереса детей к оздоровительным занятиям применяются разнообразные варианты их проведения: занятия по традиционной схеме, занятия, построенные на подвижных играх, круговые тренировки, музыкально-ритмические занятия, сюжетные занятия, занятия серии «Здоровье», сюжетные физкультурные занятия, основанные на сказочной или реальной основе.
Тематика таких занятий соответствует возрастным возможностям детей: «В лесу», «Цирк», «Пожарные», сказочные сюжеты – «В гости к Колобку», «Теремок», «Буратино». Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений, которые любят дошкольники. Музыкально-ритмические занятия — организует движения, создают хорошее настроение, вызывают положительные эмоции, усиливают воздействие физических упражнений на организм, способствуют повышению работоспособности, бодрости, здоровья, тонуса нервной системы.
В оздоровительные занятия включаются игровые упражнения, массажи, дыхательная гимнастика для улучшения работы функциональных систем организма.
Выполнение дыхательной гимнастики в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. «Задуй упрямую свечу» — в правой руке дети держат цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
Игровые упражнения «Домик» — формирует правильную осанку, упражнение «Черепаха» — благотворно влияет на нервную систему, укрепляет позвоночник; «Лодочка» – нормализует давление, благотворно воздействует на нервную систему.
Игровой массаж – это уникальная тактильная гимнастика, для проведения которого используются различные предметы – кисточки, резиновые ежики, поролоновые губки, игрушечные машинки, кусочки ваты. А стихи и песенки обеспечивают веселое общение, снимают напряжение, способствуют развитию речи детей: «Перышко», «Велосипед», «Рельсы — рельсы», «Мостик», «Ежик», «Капустка», «Лошадка», «Зайчик», «Паучок», «Смешные человечки», «Мочалочка», «Змея» и др.
Особое место в работе занимает игровой взаимомассаж, с использованием специальных и самодельных массажеров: «Дождь», «Поезд», «Барабан»; «Качалочка» вперед – назад, в стороны, упражнения на мяче (большом).
Благотворное действие на организм ребёнка оказывает массаж биологически активных точек: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками», «Умывайка», «Бурундук», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» — используется как эффективный вид закаливания.
- Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Главное в работе с родителями — формировать активную позицию взрослых при воспитании и оздоровлении ребенка, преодолевать равнодушие и безразличие к тому, что делается в детском саду. Посредством наглядной агитации, бесед, практикумов мы знакомим родителей с последними достижениями в области физического развития детей, вводим взрослых членов семьи в курс тех проблем и успехов, которые есть у ребенка.
Физкультурные праздники, конкурсы «Я и моя спортивная семья», «Веселые старты», «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» постоянно присутствуют в системе работы детского сада. Проводятся дни открытых дверей, открытые обучающие занятия, фотовыставки детских достижений. Родители заинтересованы в здоровье своих детей, и для нас важно, чтобы они были нашими помощниками, т.к. ни один навык здорового образа жизни невозможно сформировать без поддержки семьи.
Таким образом, организация здоровьесберегающего пространства повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Литература:
- Галанов, А.С. Игры, которые лечат /А.С.Галанов. М: Творческий центр Сфера, 2001.-93с.
- Картушина,М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников /М.Ю.Картушина. – М.:Творческий цент Сфера,2009 – 207с.
Скачать презентацию
Скачать материал