Воспитание детей труду средствами изобразительной деятельности
Автор: Валиева Рамля Камиловна, воспитатель МДОУ «Хасаншаихский детский сад» Арского района РТ
Трудовое воспитание в ДОУ занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития детей. Необходимо, чтобы желание дошкольника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности детей. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения дошкольников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у дошкольников должна стать идея интереса к труду. Труд – не обязанность, а потребность, радость, счастье, способ самовыражения личности.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда дошкольники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям дошкольного возраста, но она имеет свои особенности. Поэтому воспитателям доу необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями труда), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, например, способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли — устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.
Предлагаю воспитателям конспекты занятий, обучающие дошкольников труду.
Конспект занятия — Лепка из глины — «Цыпленок»
Программное содержание
Учить детей передавать в лепке строение цыпленка, правильно определяя местоположение головы и ног.
Поупражнять в соединении частей путем прижимания.
Методика проведения занятия.
Дня за 2-3 до занятия хорошо прочитать что-либо детям о цыплятах, рассмотреть иллюстрации, а также снести несколько игрушечных цыплят в группу для игр детей, предложив построить для них домики. Если есть возможность, еще лучше показать детям живых цыплят. Детям дать небольшие комки глины, скатанные в виде цилиндра, и по две спички для ног.
В начале занятия несколькими словами создать интерес у детей к теме, например: «Ребята, мы с вами смотрели настоящих цыплят, и они вам понравились. Хотите из глины таких слепить?» Или: «Дети, помните, я вам прочитала книжку про цыплят? А сегодня давайте сами слепим много цыпляток».
Затем предложить разделить соответственно глину: «Сейчас возьмите глину и разделите ее пополам, поровну. Один комок положите на угол дощечки, а другой опять разделите на одинаковые части и положите все кусочки в ряд, около друг друга». После деления детьми глины и проверки ее идет показ соединения из шаров фигуры цыпленка с объяснением: «Вот у меня в руках 2 шарика: большой для туловища цыпленка, а маленький думаете для чего? Да, правильно, для головки. Сейчас буду прилеплять голову к туловищу, но я не знаю, на каком месте, помогите мне, пожалуйста. Вот здесь? Приложить маленький шарик сверху, в направлении вертикальной оси, как у неваляшек. Ответы на данном случае будут отрицательными. Тогда, может быть, тут? Положить маленький шарик сбоку, в направлении горизонтальной оси. Опять будут у детей отрицательные ответы. Так, где же помещается головка у цыпленка? Сейчас поищу получше». Поставив маленький шарик опять же сверху, медленно двигать его по окружности большого, все время, спрашивая детей – не здесь ли место головки? Когда шарик окажется посередине, между вертикальной и горизонтальной осями, воскликнуть: «Вот, где место головки, нашла, правильно?» Сейчас прижму ее покрепче , чтобы было прочно, а теперь защиплю клювик и приделаю цыпленку ножки. Вставим одну палочку вертикально, а другую с наклоном. Вот так, как будто наш цыпленок идет, шагает по травке. Укрепить фигурку на заготовленной подставке из глины. Хорошо получилась?
Сейчас посмотрите на свои комки. Что слепим из большого? Правильно, туловище. А какой оно формы? Верно, круглой. А с маленьким комочком что сделаем? Да, скатаем шарик для головки. Ребятки, а для чего у нас другой маленький комок? Кто догадается? Никто? Для травки, по которой цыпленок пойдет. Теперь мы все всё знаем, можно начинать работу. Скатайте большой и маленький шарики и найдите, где прикрепляется голова. Итак, начинаем.
После лепки 5-6 наиболее удачных работ устанавливаются в разных положениях на одной дощечке с заранее нанесенным на ней слоем глины. Можно дополнить макет, предложив детям скатать червячка ли жука, позднее в свободное время все раскрасить в присутствии детей. Такой макет доставить им удовольствие, повысит интерес к результату коллективного труда.
Конспект занятия — Лепка из глины «Морковка»
Программное содержание.
Передать удлиненную форму моркови, аккуратно пользоваться глиной, поупражнять в приемах раскатывания.
Методика проведения занятия.
Привлечь внимание детей к моркови. Можно играть игру – «Покорми зайчика». На занятие лепкой принести свежую морковку, показать игрушечного кролика. Сказать детям: «Вот какая у меня морковка, гладенькая, длинная, вкусная. Все дети любят кушать морковку, и кролик наш тоже любит. Мы ему сейчас вылепим много морковок» Берет игрушечного кролика: «Мой любимый зайчонок, ты пока сиди здесь, мы тебе много морковок дадим».
«Посмотрите, как я слеплю морковку. Кусок глины буду катать в руках, один конец так скатаю, что он будет остренький, как у нашей морковки. Вот какая морковка получилось у нас. Мы ее дадим нашему зайчонку. В теперь вы все лепите такие же морковки».
В процессе лепке показывать отдельным детям правильное движение скатывания, некоторым предложить переделывать плохо ь получившиеся морковки. По мере того как дети будут заканчивать лепку, предлагать им относить морковки игрушечному кролику или зайчику. После того каждый идет мыть руки. Когда все дети вновь соберутся, обратить их внимание на то, как много у кролика морковок: «Он с удовольствием кушает и говорит вам спасибо!»
Конспект занятия — Лепка из глины – «Угощение куклам»
Вызывать у детей интерес к процессу лепки, введя ситуацию игры, способствовать освоению действия отрывания кусочков от комка глины, поощрять активность в освоении свойства глины — мягкости, пластичности.
Методика проведения занятия.
Воспитатель предварительно расставляет в кукольном уголке мебель несколько необычно, сажает кукол на столик. Предлагает детям подойти посмотреть, как красиво у кукол в их уголке. Говорит, что у кукол праздник и дети могут вылепить для них угощение – например, печенье, пирожки конфетки, торты.
В начале занятия показывает комочек глины и говорит: «Глина наша мягкая». Делает движения рукой, раскатывая глину, отрывая от комка кусочки: «Дети, у каждого из вас лежит на дощечке кусок глины. Сейчас вы будете лепить угощение для кукол – конфетки, печенье, пирожное. И показывает, как отрывать маленькие кусочки. Вот конфетки, вот еще». На каждом столе поставлена тарелочка или поднос для того, чтобы дети могли положить на них вылепленные угощения.
В процессе лепке воспитатель поощряет активность детей, вызывает у них желание вылепить много «угощений», помогает научиться отрывать от комка кусочки глины. В конце занятия берет тарелку с «угощением» и замечает: «Куклы будут очень рады, что дети вылепили им много конфеток и печенья».